Главная / Статьи / Заточка ножей / Мифический камень «нагура».

Мифический камень «нагура».

02 Февраля 2016

 

 

 

Мифический камень «нагура», англ. nagura, яп. 名倉. Что это такое и для чего он нужен?

 

1. Общие принципы заточки ножей на японских водных камнях. Типы японских водных камней

Когда первый раз сталкиваешься с японскими водными точильными камнями, то поначалу испытываешь некоторую растерянность от большого количества информации и отсутствия четкой и понятной классификации. В различных источниках содержится много разных мнение, которые довольно часто противоречат друг другу.

В этой статье мы попытались систематизировать и классифицировать информацию о типах камней, об основных принципах заточки ножей на японских водных камнях. А также уделили значительное внимание пока малоизвестному в наших широтах камню нагура.

Обычно, японские водные точильные камни делят на три основные категории:

  • Водные камни натурального происхождения;

  • Полунатуральные водные камни;

  • Синтетические (искусственные) водные камни.

Водные камни натурального происхождения - это натуральные камни, которые добываются способом горной разработки. Самые известные японские натуральные камни называются Awase и добываются в префектуре Киото. Там существует несколько месторождений, где добыча натуральных камней происходит и по сей день. Однако, так же как в Европе и Америке добыча натуральных камней ограничена и строго регламентируется государством. Стоимость одного камня может достигать 3000-5000 долларов. В России встретить в продаже натуральный японский точильный камень практически невозможно.

Полунатуральные водные камни также встречаются достаточно редко. Полунатуральный камень является искусственным камнем, который состоит из абразива и связующего материала. В суровом российском быту эти камни известны под названием «брусок-лодочка» или «точильный брусок». Также эта группа может называться «искусственные абразивные камни». В качестве абразива может использоваться каменная крошка, кварцевый песок, циркониевая керамика и многое другое. В качестве связующего или цементирующего вещества могут использоваться как натуральные, так и синтетические компоненты.

Самой распространенной группой японских точильных камней являются синтетические водные камни. Эта группа камней также может называться «искусственные водные камни». В этом вопросе существует некоторая путаница в терминах. Если идет речь об использовании или покупке «водного японского камня» или «искусственного водного камня», то в большинстве случаев имеются в виду синтетические водные камни изготовленные из керамики. В качестве абразива может использоваться: карбид кремния, оксид хрома, оксид алюминия. В качестве связующего материала может использоваться керамическая или бакелитовая связка.

Для тех, кто впервые сталкивается с японскими водными камнями, также нужно знать, что помимо трех категорий камней для заточки, существует еще две группы камней, которые используются японскими ножевыми мастерами:

  • камни для правки водных точильных камней;

  • камни для наведения суспензии.

Если вы планируете освоить древнее искусство заточки ножей на японских водных камнях, вам сразу следует подумать, чем вы будете править свои камни, а также чем можно наводить суспензию.

О камнях для правки японских водных камней на нашем сайте есть отдельная статья. Данный материал мы посвятили «мифическому» камню, который пока мало известен в России. Называется этот камень - Нагура (Mikawa Shiro Nagura stone, 純三河白名倉).

Заметка: Если смотреть на процесс заточки ножа с точки зрения европейца, то камни нагура являются всего лишь средством наведения суспензии. При этом и в Европе и России многие мастера прекрасно обходятся без суспензии как таковой. Но как обычно бывает в японской культуре - не все так просто. Внешне это просто мягкий вулканический камень, но если копнуть чуть глубже открываются иные пласты и глубины.

Здесь также важно обратить внимание читателя на тот факт, что в России даже среди тех, кто регулярно использует нагура - нет единого мнения о том, что же это за камень, для чего он предназначен и как правильно его использовать.

В этой статье мы попытается изложить объективную информацию о камнях нагура.

В заточке ножей на японских водниках есть своя технология и есть своя специфика, знание которой существенно облегчит процесс заточки и доставит вам немало удовольствия. Здесь нужно помнить две вещи:

  • водные японские камни мягче, тех камней, с которыми обычно сталкивается европеец;

  • японские ножи (даже кухонные), как правило, имеют более высокую твердость (58-67 HRC) чем те ножи, которыми большинство из нас пользуется обычно.

Именно из этого проистекает такое большое количество камней с различной зернистостью (от 80 до 10000 Grit). То есть, изначально перед любым японским мастером стояла задача - максимально остро заточить твердый клинок на мягком натуральном камне.

В процессе подбора родилась система четкой градации природных камней, которая теперь используется для маркировки синтетических водных камней. Твердый клинок проходит длительную обработку на большом количестве камней от самого крупнозернистого до самого мелкозернистого. В таком процессе клинок может проходить через 8-10 камней. При этом использование мелкозернистых финишных камней (от 6000 Grit и выше) до сих пор не очень активно применяется европейскими и русским мастерами.

Еще к одной особенности заточки на водных камнях относится их быстрое стачивание в процессе работы. И предусмотрительные японцы начинают использовать другие камни, для выравнивания поверхности точильных камней.

Точильные камни различной зернистости по-разному выделяют абразивные зерна и по-разному выкрашивают металл из режущей кромки. Но японцы и здесь находят выход, и начинают использовать кусочки вулканического туфа для наведение суспензии. Именно эти мягкие камни и получили название нагура.

Заметка: Если у вас есть желание освоить умение затачивать ножи на водных камнях, не нужно покупать сразу большое количество. Купите двухсторонний синтетический камень средней и мелкой зернистости. Разберитесь с процессом, получите удовольствие - все придет само.

Японские водные камни не зря называются водными. До начала работы камни требуется замочить в воде. Заточку также рекомендуется производить в неглубоком поддоне, чтобы у всегда была возможность смочить камень с водой или смахнуть лишний абразив.

Время замачивания камней определяется индивидуально для каждого камня. При замачивании нужно использовать такую емкость, чтобы камень, помещенный в емкость был полностью погружен в жидкость. Внешние поры камня в процессе замачивания начинают вытеснять воздух и впитывать воду. С поверхности камня начинают поднимать воздушные пузырьки. Как только пузырьки воздуха перестали выходить с поверхности - камень готов к работе. Этот процесс может занимать от 10-ти минут до получаса. Опытные мастера рекомендуют камни разной зернистости замачивать в разных сосудах.

После того как камень напитался водой можно приступать непосредственно к процессу заточки. В процессе заточки нужно соблюдать несколько простых правил:

  • камень требуется установить на специальную подставку или поверхность, которая не позволит камню двигаться в процессе работы;

  • для работы на грубых и средних камнях рекомендуется предварительно навести суспензию;

  • при движении клинка по камню, камень все время должен быть мокрым или же покрыт влажной суспензией;

  • при повороте клинка на другую сторону, нож нужно переворачивать через обух, чтобы не повредить режущую кромку;

  • если у вас мало опыта, используйте специальные приспособления для удержания ровного угла заточки. Лучше использовать те, что имеют керамическое основание;

  • помните, что трение любого предмета о камень выбивает абразив из его поверхности. Регулярно проверяйте поверхность и приводите рабочую поверхность в порядок;

  • храните камни, таким образом, что поверхности камней не соприкасались друг с другом и с любыми твердыми предметами;

  • не допускается попадания прямых солнечных лучей, хранить камни лучше всего в сухом виде в проветриваемом месте, во избежание скапливания в них влаги.

Для того чтобы определить какой камень нужно использовать для заточки ножа, нужно отталкиваться от того насколько повреждена режущая кромка. Обычно, рекомендуют придерживаться следующей классификации:

  • Грубые крупнозернистые обдирочные камни (зернистость 80 - 400 Grit). Могут использоваться для выведения спусков, изменения линии режущей кромки или обуха. При необходимости таким камнем можно равномерно снять толщину клинка;

  • Среднезернистые камни для подготовительного шлифования (зернистость 600 - 2000 Grit). Выполнение основных работ по сглаживанию загибов, заминов и выкрашиваний режущей кромки. Придание режущей кромке нужного угла заточки;

  • Мелкозернистые камни финишной полировки (зернистость 3000 - 6000 Grit). Окончательное придание остроты режущей кромке, финишная шлифовка лезвия и спусков;

  • Камни для супер-финишной шлифовки (зернистость 6000 - 10000 Grit и выше). В европейской традиции камни с такой зернистостью используются только для быстрой правки режущего инструмента. В японской традиции есть какая-то самобытность, которая требует отдельного изучения камней с таким мелким зерном;

При рассказе о японских водных камнях стоит несколько слов уделить двум терминам, с которыми приходится регулярно сталкиваться. И не всегда понятно, о чем именно идет речь. Это «абразив» и «суспензия».

Абразив - это мелкие твердые частицы (зерна) натурального или искусственного происхождения, которые составляют основу точильного камня. Эти частицы скреплены между собой связующим материалом. В процессе движения ножа по поверхности камня происходит два процесса:

  • металлическая поверхность клинка выбивает из поверхности камня эти мелкие твердые частицы;

  • неровная поверхность камня, образованная абразивными частицами выбивает из поверхности клинка мелкие металлические частицы (металл стачивается и образует металлическую стружку).

Суспензия (равномерная взвесь) - это физическое состояние вещества состоящего из твердых и жидких частиц. Если в банку насыпать гипса, а сверху налить воды, то гипс останется на дне, а вода будет находится выше гипса и между ними будет проходить четкая граница. Если же гипс размешать в воде, то мы получим состояние, когда твердые частицы гипса равномерно распределены по жидкости. Это и есть суспензия.

На водном камне в процессе заточки образуется суспензия, состоящая из абразивных частиц, металлической стружки и воды. Казалось бы это банальные вещи. Но, их знание дает ключ к более широкому пониманию того, ЧТО ТАКОЕ НАГУРА и для чего она используется при заточке ножей на японских водных камнях.

И здесь мы плавно переходим к вопросу, для чего нужная суспензия и чем ее можно наводить при работе заточке ножа на точильном камне.

 

2. Способы наведения суспензии при работе на точильных камнях

Существует множество различных способов наведения суспензии при работе на точильных камнях. Здесь мы перечислим самые основные:

  1. «Мягкие камни», которые обильно выделяют абразивные частицы в процессе заточки, образуя тем самым самостоятельную суспензию. Обычно (но не обязательно) это мелкозернистые камни, которые используются для финишной и супер финишной доводки.

  2. Кварцевый песок и мелкие частицы кремниевых пород используются для создания суспензии при грубой обработке металлических поверхностей.

  3. Специальные масла, как природного, так и химического происхождения. Английское название такого масла Honing Oil. В ножевой сегмент это масло и термин «хонингование» пришли из индустрии металлообработки. Например, при фрезеровании детали из цельного куска металла, фреза обильно поливается хонинговым маслом. Для заточки ножей хонинговое масло используется для работы на натуральных камнях (арканзас, вашита и т.д.). Существуют также искусственные абразивные камни, которые предназначены для заточки с использованием масел. Хонинговые масла не применяются для работы на японских водных камнях.

  4. В прошлом, в Европе широко была известная «венская известь», которая применялась для наведения суспензии. Таким громким термином назывался обычный зубной порошок, который длительное время использовался для различных хозяйственных нужд: натирания до блеска металлических поверхностей. А также для заточки ножей.

  5. Мягкие известняковые камни также могут использоваться в качестве материала для наведения суспензии при работе на точильном камне.

  6. В 20-м веке получили распространение различные полировочные пасты (в России это всем известная паста ГОИ), которая используются на этапе финишной доводки или тонкой правки клинка.

  7. Карбид кремния и оксид алюминия используются для создания суспензии при использовании чугунных притиров и алмазных точильных брусков.

  8. Японские камни нагура, которые применяются при работе на водных заточных камнях.

  9. Искусственная (или синтетическая) нагура.

О том для чего нужна суспензия мы расскажем в разделе посвященном назначению камней нагура. Здесь еще раз стоит оговориться о том, что камни нагура можно отнести к камням для наведения суспензии и поставить в этом вопросе точку. Но мы все-таки более детально рассмотрим этот вопрос, чтобы каждый их читатель мог проделать свой путь и выбрать свой камень нагура.

 

3. Что такое нагура?

Если подойти к этому вопросу с физической точки зрения, то нагура это мягкий камень вулканического происхождения. И называется этот камень «вулканический туф».

Итак, что же такое «вулканический туф»?

Чтобы понять, как он образуется и из чего состоит, обратимся к классификации горных вулканических пород. Любой геолог или вулканолог регулярно сталкивается в своей работе с пирокластическими горными породами, которые образовываются в результате вулканической активности. Термин «пирокластические» пришел к нам из греческого языка (Pyroclastic) и в буквальном переводе означает - «разорванные огнем».

Пирокластические породы относятся к обломочным горным породам. В результате вулканической активности на поверхность вырывается большое количество расплавленной магмы и горных пород с разных пластов залегания. Впоследствии на все это оседает вулканический пепел. Среди обломочных горных пород вулканического происхождения выделяют два основных типа. Это:

  • вулканическая брекчия;

  • вулканический туф.

Вулканическая брекчия представляет собой твердый вариант горной породы, который состоит из обломков разной величины, которые зацементированы между собой. Поверхность брекчии может иметь красивый рисунок, но при этом очень тяжело подвергается обработке.

Вулканический туф, представляет собой более мягкую и пористую породу, в которой мелкие осколки скреплены между собой остатками вулканического пепла или растертыми в порошок минералами.

Вулканический туф может иметь разную плотность и разную цветовую гамму. В Европе и Евразии вулканический туф издревле используется в качестве строительного материала. Обладая достаточной плотностью упругостью, он при этом легко обрабатывается и хорошо держит форму при разделении на ровные строительные блоки. Вкрапления мелких камней и осколков в структуру этого минерала придает зданию красивый и оригинальный внешний вид.

В настоящее время вулканический туф, является достаточно дорогостоящим строительным материалом и в свободной продаже практически не встречается. Одним из самых известных месторождений на территории СНГ является месторождение, которое расположено в Армении в городе Артик.

Вулканический туф, как и любая другая горная порода, образует разные пласты залегания (страты). Характеристики вулканического туфа (цвет, состав, плотность) выбранного из разных пластов могут значительно отличаться.

Здесь сразу стоит оговориться, что в Европе вулканический туф использовался только в качестве строительного материала и больше никаких других функций не выполнял.

И совсем для других целей вулканический туф (он же камень нагура) использовали и используют в Японии.

 

4. Назначение нагура и ее основные функции

Камень нагура имеет несколько основных функций:

  1. Создавать суспензию на камнях с различной зернистостью. После того как камень полностью намочен и готов к работе, по нему делается несколько проходов камнем нагура для получения суспензии нужной консистенции.

  2. Нагура, равномерно распределенная по точильному камню, позволяет создать «пятно» суспензии нужного объема и размера. Знатоки говорят, что именно включение в состав суспензии крошек нагуры поддерживает «правильный» баланс между количеством абразивных зерен и металлических стружек, выдавливая все ненужное и оставляя то количество суспензии, которое необходимо.

  3. Наличие мелких частей нагура благодаря своей пористой структуре не дает выдавливать воду из-под клинка. В составе наведенной суспензии всегда есть нужное количество воды, которое делает смесь равномерной. Даже если вы сильно давите на клинок в процессе заточки, то суспензия все равно остается на поверхности камня.

  4. Наличие нагуры на поверхности водного камня, выполняет роль связующего вещества для абразивной поверхности. Благодаря этой функции зерна абразива выбиваются равномерно по всей рабочей поверхности. Использование нагура позволяет значительно реже править камни.

  5. Есть мнение (которое вытекает из предыдущего пункта), что нагура может использоваться для выравнивания поверхности средних и мелких камней.

  6. Использование нагуры ускоряет процесс заточки клинка. Делает его более ровным и равномерным. Правильно подобрав нужное количество водных камней (их зернистость) и правильно выбрав для каждого свой тип нагура, вы облегчаете и ускоряете процесс заточки.

  7. Использование нагуры делает движения ножа по поверхности точильного камня более плавными. Благодаря этому легче выдерживать угол заточки без специальных приспособлений.

  8. Работать с нагурой гораздо приятнее, заточка происходит мягче.

Вся информация, которая есть по камням нагура, доступна, как правило, на английском или японском языке. На русском языке чаще всего встречаются переводы статей или мнения частных лиц, высказанные на ножевых интернет-форумах.

Nota bene: Приведенные здесь функции камня нагура, не претендуют на полное и объективное перечисление всех достоинств и особенностей этого мягкого камня вулканического происхождения. Вся информация, изложенная в этой статье доступна любому пользователю интернета (больше 100 страниц только на Ганзе, Карл!) для самостоятельного изучения и систематизации.

 

5. Классификация камней нагура. Какие бывают камни?

Пожалуй, среди тех, кто серьезно увлечен заточкой ножей на японских водных камнях, именно этот вопрос вызывает больше всего разногласий. Существует два типа классификации камней нагура. По первой классификации к оригинальным камням нагура относят всего четыре вида камней (транслитерация приведена с источника на английском языке относительно английского написания):

  • Кома (Koma nagura, コマ ( 細 ));

  • Меджиро (Mejiro nagura, 目白 ( めじろ ));

  • Тендзе (Tenjou nagura, 天上 ( てんじょう ));

  • Ботан (Botan nagura, ボタン);

Именно с этой классификацией сталкиваются все, кто начинает интересоваться этим вопросом. Согласно ей, оригинальная японская нагура добывается в префектуре Айчи в 12-ти слоях горы Miwamura mountain. Название каждого вида (Koma, Mejiro, etc.) соответствует страте (пласту залегания) в котором добывается этот вид.

Эти виды имеют следующее предназначение:

  • Кома нагура - камни с самыми мелкими частицами и самой однородной структурой. Используются для финишной доводки самурайских мечей (JP swords);

  • Меджиро нагура - камни для наведение суспензии на стадии финишной полировки и доводки ножей и бритв;

  • Тендзе нагура - камни для наведения суспензии на водниках средней зернистости. Подходят для окончательного выправления режущей кромки и подготовки к финишной стадии. Довольно часто имеют прослойки песочно-желтого цвета;

  • Ботан нагура - камни для самой грубой работы. Позволяют быстро снять большое количество металла с клинка. Используются для грубых и обдирочных камней.

Несмотря на строгое указание, что определенный тип нагуры предназначен для работы на своем типе камней, некоторые мастера предлагают использовать различные типы нагуры на одном или двух водных камнях, указывая на то, что таким образом можно сократить время заточки клинка.

Например, берется камень средней зернистости и на нем последовательно проходит заточка клинка сначала с Ботан нагура, а потом с Тендзе нагура. Затем берется камень для финишной доводки и клинок окончательно затачивается с помощью Меджиро нагура и Кома нагура.

И только настоящие ценители японских водных камней знают, что это «не наш метод». Настоящему мастеру не нужно быстро. Дзен второпях не постигают.

Согласно другой классификации (тоже, кстати, японской) существует десять основных видов камней нагуры, которые добываются в разных стратах (пластах залегания) в каменоломне Junmikawashiro mine (純三河白).

И здесь у нас начинается полный Lost in translation.

В сети можно найти труд японского профессора К. Ивасаки (Dr. Kosuke Iwasaki) под названием "Understanding Bladed Implements" (刃物の見方). Книга посвящена его многолетним опытам по созданию и заточке опасных бритв.

В ней он рассказывает, что перепробовал много способов заточки и доводки опасных бритв, чтобы сделать бритье максимально приятным. Он перепробовал много камней для наведения суспензии и пришел к выводу, что есть только одно место, где действительно можно получить камни nagura. И этим место является шахта Junmikawashiro mine (純三河白), расположенная также в префектуре Айчи.

Только там, по словам профессора, ему удалось найти камни нагура которые удовлетворили его от начала до конца. Свои исследования он производил с помощью геолога Nagayuki Asano. В своем труде он приводит эти десять видов камней нагура:

  • 目白 Меджиро (Mejiro nagura); У пласта имеются небольшие отверстия и отслоения на толщине около 3 см. Используется для шлифовки рубанков и стамесок. С точки зрения текстуры, похожие характеристики имеют Koma, Tenjou и Botan, хотя слой сетки очень толстый. Из-за огромного объема продаж текущие запасы невелики.

  • 天上 Тендзе (Tenjou nagura); Структура камня содержит пузырьки воздуха, а в пузырьках воздуха есть вкрапления, которые необходимо удалять во время использования. Камень в основном белый, и из него легче получается суспензия, чем из Медзиро и Кома.

  • セリズナ Серизуна (Serizuna nagura); Очень грубый камень, содержание песка достаточно велико, поэтому практически не используется.

  • コマ Кома (Koma nagura); Самый нежный слой чистой Mikawa White Nagura, камень содержит бледные черные точки, используется для заточки японских мечей с древних времен.

  • ボタン Ботан (Botan nagura); В камне обязательно должно быть сухожилие с песком, но так как оно параллельно пласту, проблем с его использованием нет. Botan и Yae Botan обладают отличной абразивной способностью. В основном используются для шлифования плоскостей и стамесок. По сравнению с популярными Mejiro, Koma и Tenjou имеют самый обширный и толстый пласт.

  • 八重ボタン Яэ-Ботан (Yae-Botan nagura); Каждый слой страты имеет ребра около 3 см, которые легко расколоть. Как правило, его нужно резать, чтобы он отвалился.

  • ムシ Муши (Mushi nagura); Очень грубый камень, содержание песка достаточно велико, поэтому практически не используется.

  • アツ Атсу (Atsu nagura); Нагура, используемая для заточки мечей, относится к этому слою.

  • バン Бан (Ban nagura); Грубый и жесткий камень.

  • シィバン Шикибан (Shikiban nagura); Грубый, содержание песка достаточно велико, поэтому практически не используется.

* В книге Ивасаки Косуке "Understanding Bladed Implements" пласты (strata) нагуры описаны как 10 слоев, но на самом деле в каменоломне есть еще 2 слоя. В общей сложности 12 слоев, два из которых не имеют названия и вообще не используются, по причине полной непригодности для заточки и полировки.

Более детального описания каждого из этих видов на английском языке нам, к сожалению, не удалось найти, очевидно ясно одно, что в данной классификации пласты (strata) расположены в порядке залегания, от верхнего к нижнему слою.

Согласно традиционной классификации, камни нагура помимо пласта залегания (Кома, Меджиро, etc.) разделяются по степени однородности структуры (качеству):

  1. 特別品 - Special item grade. (Крайне редкий класс качества. Практически не встречается в природе.);

  2. 上質 - Top quality grade. Максимальное качество;

  3. 刀剣用 – Sword grade. Начиная с этого класса и выше, nagura рекомендована для заточки и полировки мечей;

  4. 特級上 - Superior high grade, (совершенное качество);

  5. 別大上 – High selected grade, (превосходное качество)

  6. 特級 - High grade, (оптимальное качество);

  7. 別上 - Superior selected grade, (отличное качество);

  8. 上級 - Superior grade, (стабильно хорошее качество).

*細 наличие данной приставки к классу камня означает, что его следует использовать на камнях финишной зернистости или натуральном точильном камне.

Таким образом камень из одной страты (пласта залегания), например Кома нагура, может иметь восемь градаций качества. Берем четыре основных вида нагуры и умножаем на восемь уровней качества, получаем 32 разных видов камней нагура, каждый из которых имеет свои особенности.

Берем десять видов камней нагура по классификации профессора Kosuke Iwasaki и умножаем на восемь уровней качества, получаем… фуф, поистине стремление к совершенству может принимать безграничные формы.

Важно: Вулканические камни, используемые для наведения суспензии, используются по всей Японии и в разных префектурах могут носить разные названия на японском языке. Этот факт также вызывает определенные трудности при переводе терминов с японского и английского языков на русский. Используемые камни являются вулканическим туфом, но «original Mikawa Shiro Nagura» добывается только в «Aichi prefecture».

Можно предположить, что здесь мы имеет некий маркетинговый феномен аналогичный русским народным промыслам. Кто-то понимает разницу между «Ghzel» и «Khohloma», а кто-то переводит как «Russian native art».

 

6. Обозначения на камнях нагура

Японские камни не были бы японскими, если бы не имели черных и красных печатей в виде иероглифов. При определенном старании их даже можно научиться читать. Иероглифы на камне располагаются следующим образом.

  • Правый верхний иероглиф красного цвет означает название префектуры, где находится каменоломня. (Префектура Асано, префектура Айчи и так далее);

  • Левый верхний иероглиф черного цвета означает степень качества от 1-го до 8-го;

  • Левый нижний иероглиф черного цвета означает страту (пласт залегания) на котором найден камень (Кома, Меджиро, Тендзе, etc.).

 

7. Аналоги камней нагура для наведения суспензии на японских водных камнях

Для работы на синтетических водных камнях японские производители выпускают искусственные варианты нагуры, которыми часто комплектуются искусственные камни высокой ценовой категории.

Однозначной альтернативы нагура для работы на натуральных водных камнях, по мнению многих мастеров - не существует. Из возможных вариантов предлагается использовать мягкие сорта известняка, которые распространены в средней полосе России.

В сети есть описание того, как один из мастеров в качестве камня для наведения суспензии использовал известняк, который он нашел в Московской области. По его отзывам, он получил аналогичные результаты, но в конечном итоге, вернулся к использованию оригинальных японских камней нагура.

В качестве небольшого лирического завершения этого материала мы хотели бы дать два разных по своей сути совета для наших читателей:

  • Остановитесь пока не поздно! Забудьте все, что вы здесь прочитали. Иначе в ближайшем будущем вам понадобится отдельное помещение для хранения вашей коллекции японских водных камней.

  • Не читайте больше ничего! И то, что прочитали здесь, тоже забудьте. Просто купите водный камень и камень нагура. И начинайте точить. Магия этих камней все сделает за вас.

 

 

© 2016 www.vip-horeca.ru

Перепечатка материала возможна только с письменного согласия администрации сайта.

Нашли дешевле